Клиника для мужчин
Назад

Умеренно выраженная умственная отсталость

Опубликовано: 23.04.2020
Время на чтение: 184 мин
0
3

Классификация умственной отсталости

Олигофрения – это группа различных по этологии, патогенезу, клинической картине состояний общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных функций, которые являются врожденными или приобретенными в первые 3 года жизни ребенка. Синонимами олигофрении являются «умственная отсталость», «врожденное слабоумие», «умственная отсталость у детей», «понятие, болезнь, синдром, диагноз олигофрении», «детская олигофрения, умственная отсталость».

Термин «олигофрения» происходит от греческих слов «oligos», которое означает «малый», и «phren», которое означает «ум, разум». Диагноз «олигофрения» есть в МКБ 10. F70 - умственная отсталость легкой степени (IQ 50  - 60), F71 - умственная отсталость умеренная (IQ 35 - 49), F72 - умственная отсталость тяжелая (IQ 20 - 34), F73 - умственная отсталость глубокая (IQ 19 и менее), F78 - другие формы умственной отсталости, F79 - умственная отсталость неуточненная.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Какие существуют виды умственной отсталости? В зависимости от выраженности психического дефекта неврологи, рефлексологи, рефлексотерапевты, психоневрологи, психиатры выделяют различные виды олигофрении, степени умственной отсталости (3 степени).

  1. Легкая умственная отсталость, умственная отсталость легкой степени, 1 степень олигофрении, дети с легкой умственной отсталостью (дебилы), дебильность.
  2. Средняя умственная отсталость, умственная отсталость средней степени, 2 степень олигофрении, дети со средней умственной отсталостью (имбецилы), имбецильность.
  3. Тяжелая умственная отсталость, глубокая умственная отсталость, умственная отсталость тяжелой глубокой степени, 3 степень олигофрении,  дети с грубой, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (идиоты), идиотия.

Остановимся на трех видах, формах умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия. Какая клиника умственной отсталости, клинические варианты, характеристика степеней, структура дефекта? Принципы классификации основаны на IQ. Какие признаки слабоумия у новорожденных (стигмы дисэмбриогенеза)?

Что такое дебильность, олигофрения в стадии дебильности, в степени дебильности? Дебильность – это легкая степень врожденной (врожденная умственная отсталость) или приобретенной (приобретенная умственная отсталость) в раннем детстве умственной отсталости. Интеллектуальный коэффициент IQ дебильных детей равен 50 – 70.

У детей с дебильностью наблюдаются задержка речевого развития, задержка моторного развития, задержка психоречевого развития, задержка и отставание психомоторного развития, нарушения речи. Речевой  словарь детей достаточно беден. Речь детей с умственной отсталостью скудна. Игры носят манипуляционный характер.

Отмечаются слабость абстрактного мышления, логической памяти. Волевые функции значительно снижены, деятельность детей с умственной отсталостью ограничена. В школе  - сильное отставание от сверстников, невозможность адекватного обучения, снижение памяти, ассоциативного мышления. В подростковом возрасте добавляются незрелость эмоций, воли, сниженная социальная адаптация.

Умеренно выраженная умственная отсталость

Что такое имбецильность, олигофрения в стадии имбецильности? Имбецильность – это форма умственной отсталости, которая занимает среднее положение между идиотией и дебильностью. Интеллектуальный коэффициент IQ имбецильных детей от 20 до 49. Мышление имбецильных детей крайне конкретное. Для таких детей недоступны отвлеченные понятия.

Словарный запас очень ограничен и включает узкий круг обиходных слов. Отмечается снижение всех психических функций. Им доступны навыки самообслуживания. Дети могут элементарные трудовые действия. К самостоятельному труду и обучению во вспомогательной школе имбецилы не способны. Наличие имбецильности является показанием для признания таких детей инвалидами детства. К сожалению, имбецильных детей часто отправляют в дома-интернаты.

Механизм развития олигофрении зависит от клинической формы заболевания, периода онтогенеза, причины, вызвавшей олигофрению. Общим для всех олигофрений является нарушение или недоразвитие морфофункциональных структур коры головного мозга, особенно молодых в эволюционном отношении ее отделов.

Специфическое лечение умственной отсталости у детей возможно лишь при некоторых формах олигофрении с установленной этиологией. Основными методом лечения некоторых энзимопатий являются диетотерапия и рефлексотерапия. При ФКУ, фенилкетонурии назначается пища, лишенная фенилаланина, с препаратами гидролизата казеина и достаточным количеством жиров, витаминов, углеводов, минеральных веществ.

При врожденном сифилисе в зависимости от активности процесса применяют антибиотики. При умственной отсталости, обусловленной токсоплазмозом проводится специфическое лечение токсоплазмоза. При резус-конфликте эффективно обменное переливание крови новорожденному. Для лечения больных осложненной эндокринопатией, применяются гормональные препараты.

На консультации можно узнать, что такое олигофрения, типичный и атипичный аутизм (ранний детский аутизм), деменция и шизофрения (шизофреническое слабоумие), врожденное и приобретенное старческое слабоумие и отвага, как проводится дифференциальная диагностика по Сухаревой (Сухарева Груня Ефимовна, советский психиатр), кто такие Певзнер М (Певзнер Мария Семеновна, врач-психиатр, профессор, доктор педагогических наук, дефектолог, психолог, педагог, автор книги "Дети-олигофрены"), Выготский (Выготский Лев Семенович, Выгодский Лев Симхович, советский психолог, автор научных работ по педологии, когнитивному развитию детей)?

А также как проводится психолого педагогическая характеристика, лечение, воспитание, обучение детей с умственной отсталостью,  как происходит развитие, образование, социализация детей, если у них нарушение умственной отсталости? Дошкольники, младшие, средние и старшие школьники, подростки, лица, люди с умственной отсталостью нуждаются в комплексном лечении реабилитации, передается ли умственная отсталость по наследству.

Существуют
разные подходы к классификации состояний умственной отсталости. Наиболее
распространенной клинической классификацией является разделение умственной
отсталости по степени интеллектуального дефекта. Традиционно выделялось три
степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия.

В
Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная
отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и
подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную
(F71), тяжелую (F72) и глубокую
(F73). Другая клиническая классификация
предполагает подразделение состояний умственной отсталости (независимо от
глубины психического недоразвития) на стеническую, дисфорическую, астеническую
и атоническую формы (Д.Н. Исаев).

Кроме того, выделяют «ядерные» формы
умственной отсталости (Н.И. Озерецкий), для которых свойственна тотальность
психического недоразвития, затрагивающая всю психику в целом, и атипичные
формы, для которых свойственна неравномерная структура психического дефекта с признаками
парциального психического недоразвития.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

1.               
состояния, обусловленные наследственными
(генными и хромосомными) заболеваниями. К этой группе
относят: синдромы Дауна, Клайнфелтера, Тернера, Мартина-Белл, истинную
микроцефалию, энзимопатические формы, связанные с наследственными обменными
нарушениями (фенилкетонурия, галактозурия и пр.), наследственные неврологические
и нервно-мышечные заболевания с умственной отсталостью.

2.               
состояния, вызванные действием различных
вредностей во время внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии). Сюда относят
состояния, вызванные внутриутробными инфекциями (вирусы краснухи, гриппа,
паратита, цитомегаловирус, возбудители сифилиса, токсоплазмоза и пр.),
интоксикациями (например, алкогольной), гемолитической болезнью плода и пр.

3.               
состояния, вызванные действием различных
вредностей во время родов или в первые месяцы и годы жизни. Выделяют
умственную отсталость, связанную с родовой травмой и асфиксией в родах, с
черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями, перенесенными в раннем детстве.

Предлагаем ознакомиться  Лапароскопия почки сколько по времени длится операция

Во многих
случаях достоверно выявить этиологические причины умственной отсталости не представляется
возможным, поэтому такие состояния обозначают как недифференцированные
формы. В свою очередь дифференцированные формы умственной отсталости представляют
собой нозологически самостоятельные заболевания с установленной этиопатогенезом
и характерной клиникой. Часто при дифференцированных формах умственная
отсталость является лишь одним из симптомов в ряду других тяжелых проявлений
этих заболеваний.

Если говорить о причинах, вызывающих подобный недуг, то их очень много, но к основным относят следующие:

  • болезни, связанные с хромосомными изменениями и наследственными расстройствами обменных процессов в организме;
  • инфекционные заболевания, которые оказывают повреждения головного мозга, плода, во время нахождения его в утробе матери, или в скором времени после рождения, например, нейротробные вирусы;
  • интоксикация плода, вследствие алкоголизма или наркомании;
  • воздействие на плод ионизирующей радиации;
  • иммунологическая несовместимость матери и будущего ребенка;
  • кислородное голодание плода;
  • рождение ребенка раньше срока и травмы, полученные при родах;
  • травмы, полученные ребенком, обычно до достижения трёхлетнего возраста;
  • воздействие, какого либо вредного фактора на еще не оплодотворенную клетку, что приводит к поражению половых клеток;
  • повреждение плода на любом из этапов развития в утробе матери, которое может начаться с первой недели и вплоть до появления ребенка на свет.

Список сокращений

КТ – компьютерная томография

МКБ-10 – Международная классификация болезней 10 пересмотра

МРТ – магнитно-резонансная томография

УЗИ – ультразвуковое исследование

Умеренно выраженная умственная отсталость

ЭЭГ – электроэнцефалография

ЛПМ – лечебно-производственные мастерские

ЦНС – центральная нервная система

ПНД – психоневрологический диспансер

    1. Клиническое руководство: модели диагностики и лечения психических и
      поведенческих расстройств. Под. ред.. В.Н. Краснова и И.Я. Гуровича. –
      М.,1999. – С. 154-161.
    2. Коробейников И.А.  Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: Per Se, 2002. – 191 с.
    3. Маринчева Г.С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. – М.: Медицина, 1988. – 256 с.
    4. Маринчева Г.С., Вроно М.Ш.  Умственная отсталость //
      Руководство по психиатрии. Под ред. А.С. Тиганова. – М.: Медицина, 1999.
      – т.2. – С. 612-677.
    5. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация
      психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и
      указания по диагностике. Пер. на русск. яз. под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю.
      Циркина.- СПб.: «АДИС», 1994.- С. 6-22, 222-227.
    6. Незнанов Н.Г., Макаров И.В. Умственная отсталость (глава 30) //
      Психиатрия: национальное руководство / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н.
      Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова.- М.: ГЭОТАР-Медиа,
      2009.- С. 653-681.
    7. Сухотина Н.К. Умственная отсталость // Психиатрия. Справочник
      практического врача / Под ред. А.Г. Гофмана. — М.:
      «МЕДпресс-информ», 2006. — С. 360–377.
    8. Сухотина Н.К. Психические нарушения у больных олигофренией в
      состоянии декомпенсации. Автореф. дисс… канд мед. наук. – М., 1981. –
      27с.
    9. Фрейеров О.Е. Легкие степени олигофрении. – М.: Медицина, 1964.
    10. Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Краткое руководство по использованию
      МКБ-10 в психиатрии и наркологии. - М.: Изд-во «Триада-Х», 1999.- С.
      7-13, 106-109.

Термины и определения

Умственная отсталость у взрослых
– гетерогенная группа состояний, обусловленных врожденным или рано
приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью
интеллекта (когнитивных, речевых, социальных способностей),
сопровождающееся нарушением адаптивного поведения, затрудняющим или
делающим полностью невозможным адекватное социальное функционирование
индивидуума.

По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), умственная отсталость
– это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в
первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в
период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то
есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе
большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у
каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков
на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения,
особенно у умственно отсталых лиц.

E-mail

Такие люди могут обнаруживать тяжелые
нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую
продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым
зрительно-пространственным заданиям). Такая ситуация затрудняет
диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение
интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной
информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом
культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень
интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной
способности адаптироваться к повседневным запросам нормального
социального окружения. Сопутствующие психические или соматические
расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и
использование имеющихся навыков.

Выбранная диагностическая категория
должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке
какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Приводимые
коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем
кросс-культуральной адекватности. Приведенные ниже категории
представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не
могут определяться с абсолютной точностью.

Коэффициент умственного
развития должен определяться по индивидуально назначаемому
стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные
нормы, и выбранный тест должен быть адекватен уровню функционирования и
дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования
условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться
нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы.

Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом
местных условий, должны по возможности заполняться на основании
расспроса родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, которые
знают способности индивидуума в повседневной жизни. При невыполнении
стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как
временный [5].

Приложение В. Информация для пациентов

Течение
и исходы умственной отсталости зависят от глубины интеллектуального
недоразвития и навыков адаптационного поведения, а также сопутствующих
соматических, коморбидных психопатологических или неврологических
синдромов.

Взрослые
пациенты с легкой умственной отсталостью при отсутствии осложняющих
поведенческих нарушений и коморбидных расстройств не нуждаются в
обязательном лечении и наблюдении у психиатра, но имеют право быть
вовлеченными в реабилитационные программы. На взрослых пациентов
распространяется закон о психиатрической помощи.

При назначении лечения
требуется получение информированного согласия с предоставлением в
доступной форме информации о сопутствующих заболеваниях, цели лечения,
лекарственном препарате, в том числе данные о возможных побочных
действиях препарата и нежелательных явлениях Пациенты с выраженной и
глубокой умственной отсталостью требуют постоянного наблюдения у
врача-психиатра с вовлечением родственникам больного, осуществляющим за
ним уход и контролирующим проведение терапии.

Идиотия, лечение идиотии, лечение тяжелой умственной отсталости

Умеренно выраженная умственная отсталость

Что такое идиотия, олигофрения в стадии идиотии? Идиотия – это глубокая тяжелая степень врожденной или рано приобретенной умственной отсталости. Интеллектуальный коэффициент IQ детей с идиотией менее 20. Мышление, речи, память почти не развиты. Эмоции очень примитивные. Часто выявляются аутоагрессия (агрессия против самого себя) и немотивированная агрессия.

К труду, обучению, играм дети идиоты не способны. Навыками самообслуживания не владеют (себя не обслуживают). Идиотия обычно сочетается с нарушением развития органов чувств, внутренних органов, физическими уродствами, пороками развития. Идиотия является показанием для признания больных детей инвалидами с детства и определения их в дома-интернаты.

История изучения умственной отсталости, олигофрении, слабоумия

Впервые врачи упоминаниют в трактатах о детском слабоумии в 16 веке. Они называют его термином «врожденная глупость». В 17 веке появилось подробное описание одной из форм олигофрении «кретинизм». Таких детей называли термином «кретин», а заболевание  - кретинизмом. В 18 веке F. Pinel выделил из группы психозов детского возраста идиотизм и слабоумие. В 19 веке D.

Предлагаем ознакомиться  Как устроены кисти рук человека

Bournevil составил классификацию олигофрении и употребил термин «имбецильность». Вскоре в группе олигофрении начали выделять дебилов. Дебилы – это дети с легким снижением интеллекта. В начале 20 века E. Kraepelin объединил все формы раннего, непрогредиентного слабоумия в одну общую группу олигофрению (малоумие).

Причины имбецильности

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Разнообразие патогенных факторов и неспецифичность умственной
отсталости затрудняют оценку причинно-следственных связей в
происхождении умственной отсталости. В большинстве случаев средовые и
эндогенные (наследственные) факторы выступают в сложном взаимодействии и
единстве. Однако имеются и общие для всех форм интеллектуального
недоразвития патогенетические звенья, приводящие к сходным клиническим
проявлениям синдрома умственной отсталости, среди которых особенно
важная роль принадлежит хроногенному фактору, то есть периоду
онтогенеза, в котором происходит поражение развивающегося мозга.

Различные патогенные воздействия, как генетические, так и экзогенные,
действуя в один и тот же период, могут вызывать однотипные клинические
проявления, в то время как один и тот же этиологический фактор,
воздействуя на разных этапах онтогенеза, может приводить к различным
последствиям [3].

При умственной отсталости, представляющей собой полиморфную группу
патологических состояний, отмечается большое разнообразие
клинико-психопатологических расстройств. Выделяются клинически
дифференцированные и клинически недифференцированные формы умственной
отсталости [2].

В группу клинически дифференцированной умственной отсталости входят
нозологически самостоятельные заболевания со специфической
клинико-психопатологической и соматоневрологической картиной, для
которых психическое недоразвитие является одним из симптомов, как
правило, самым тяжелым. Чаще – это генетически обусловленные нарушения,
или клинически очерченные синдромы с характерным соматоневрологическими
проявлениями, этиология которых еще не ясна.

Различные формы умственной отсталости значительно отличаются друг от
друга по своим патогенетическим механизмам. Однако имеются и общие
звенья патогенеза,

Около 75 % умственной отсталости обусловлено поражением головного
мозга во внутриутробном периоде. Нарушение формирования органов и систем
чаще всего происходит во время критических этапов их развития. Все
внутриутробные аномалии развития подразделяют на бластопатии,
обусловленные поражением зародыша в период бластогенеза (до 4 нед.

Неврологи Саратова, рефлексотерапевты Саратова различают группу эндогенно-наследственных олигофрений, которые связаны с генными мутациями и хромосомными абберациями, а также группу олигофрений, которые возникают в результате воздействия на мозг плода или ребенка экзогенно-органических факторов, к которым относятся интоксикации, нейроинфекции, родовые травмы, хроническая внутриутробная гипоксия плода, черепно-мозговые травмы.

Большинство врожденных олигофрений, связанных с отсутствием или недостаточностью определенных ферментов (энзимопатии) и сопровождающихся нарушением обмена веществ, имеют аутосомно-рецессивный тип наследования. Наследственно-семейный формы олигофрении являются преимущественно аутосомно-доминантными (аутосомно-доминантный тип наследования). Также встречаются полигенно обусловленные олигофрении.

Олигофрения эндогенной природы может быть связана с поражением половых клеток папы и мамы (отца и матери), родителей. Олигофрения встречается при таких заболеваниях и патологических состояниях (генетические формы), как болезнь Дауна, истинная микрофецалия. Часто выявляются энзимопатические формы с наследственными нарушениями различных видов обмена веществ, например фенилпировиноградная олигофрения, олигофрения, связанная с галактоземией, сукрозурией, другими энзимопатиями. Дизостозическая олигофрения связана с нарушением развития костной системы. Ксеродермическая олигофрения связана с нарушением обмена кожи.

 1.3 Эпидемиология.

Показатели распространенности умственной отсталости в мире по данным
официальной медицинской отчетности колеблются в широком диапазоне: от
3,04 до 24,6 и выше на тысячу населения. По данным Всемирной организации
здравоохранения показатели распространенности умственной отсталости в
популяции колеблются в пределах от 1 до 3 % населения.

В регионах, где
имеет место воздействие экопатогенных факторов, а также наблюдаются
изолированные социальные группы, распространенность данной патологии
может достигать 7 %. Среди лиц мужского пола умственная отсталость
встречается примерно в 1,5 раза чаще, чем среди женщин. Подобное
соотношение наиболее заметно при легкой степени психического
недоразвития, а при выраженных степенях интеллектуальной
недостаточности, как правило, количественной разницы между мужчинами и
женщинами не наблюдается [7].

Морфологические изменения в головном мозге при олигофрении

умственная отсталость у детей, слабоумие, олигофрения, лечение, как лечить

Морфологические изменения зависят от формы и степени тяжести олигофрении, умственной отсталости. Могут отмечаться анэнцефалия (отсутствие головного мозга), агирия (отсутствие мозговых извилин коры головного мозга), пахигирия (разрежение извилин головного мозга), микрогирия (утолщение мелких, сильно изогнутых извилин коры головного мозга).

1.4 Кодирование по МКБ 10

F70.0 ­– Умственная отсталость легкой степени с
указанием на отсутствие или       слабую
выраженность нарушения поведения;

F70.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

 F70.8 ­– другие поведенческие нарушения;

 F70.9 – поведенческие нарушения не определены.

F71.0 ­– Умственная отсталость умеренной степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F71.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F71.8 ­– другие поведенческие нарушения;

https://www.youtube.com/watch?v=user1MGMUplaylists

F71.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение     поведения.

F72.0 ­– Умственная отсталость тяжелая с указанием
на отсутствие или слабую
           
выраженность нарушения поведения;

F72.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F72.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F72.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение     поведения.

F73.0 ­– Умственная отсталость глубокая с указанием
на отсутствие или слабую
           
выраженность нарушения поведения;

F73.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F73.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F73.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение     поведения.

Дифференцированные формы умственной
отсталости

Какие существуют основные формы умственной отсталости,  виды олигофрении? Олигофрении эндогенной природы, связанные с поражением половых клеток родителей. Эмбриопатии и фетопатии. Олигофрении, возникшие в связи с различными патогенными факторами, действующими во время родов и в раннем детстве. Атипичные олигофрении. Причины подразделяют на эндогенные и экзогенные. На степень умственной отсталости влияют разнообразные факторы.

Предлагаем ознакомиться  Острый калькулезный флегмонозный холецистит

2. Диагностика

Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнестических сведений, т. е. оценивается течение беременности матери, взросление и развитие ребенка по результатам беседы с пациентом и проведенных исследований. При этом можно выявить нарушения речи больного, определить его словарный запас и способность к абстрактному мышлению.

Для более точной диагностики умственной отсталости и ее степени необходимо обратиться к психологу для прохождения психологических тестов. Наиболее распространенным является тест Векслера, который включает в себя большое количество субтестов. Каждый из них изучает определенную психическую сферу пациента, таким образом можно выявить наличие/отсутствие каких-либо нарушений.

При исследовании мышления больной объясняет переносный смысл метафор или пословиц, определяет последовательность событий, которые изображены на карточках. Для изучения мнестической сферы (памяти) пациенту предлагают запомнить несколько слов, а затем их воспроизвести. Важно установить причину возникновения патологии. Для этого пациенту назначаются лабораторные и инструментальные методы исследования, зависящие от симптоматики.

  • Рекомендуется при диагностике дифференцированных форм умственной
    отсталости для определения ранее не выявленных в детском возрасте
    специфических генетических и обменных нарушений [6].

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Инструментальные методы исследования направлены на возможное
установление нозологического диагноза при умственной отсталости, а также
верификацию характера органического поражения центральной нервной
системы (ЦНС):

  • Рекомендовано электроэнцефалографическое исследование; [1]
  • Рекомендовано реоэнцефалографическое исследование; [1, 6]

 Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

  • Рекомендовано эхоэнцефалографическое исследование [1]
  • Рекомендовано магнитно-резонансная томография (МРТ). [1]
  • Рекомендовано экспериментально-психологическое исследование. [1]
  • Рекомендовано составление генеалогического древа при подозрении на
    наследственную семейную патологию, цитогенетическое обследование – если
    ранее не проводилось, а также специфические биохимические методы. для
    исследования форм умственной отсталости, предположительно обусловленных
    нарушениями обмена. Наиболее часто для обнаружения нарушений метаболизма
    используют качественные скрининговые тесты мочи, бумажную
    хроматографию, тонкослойную хроматографию, энзимные пробы. [1]

Уровень убедительности рекомендаций 5 (уровень достоверности доказательств – C)

  • Психотерапевтическое звено немедикаментозной терапии рекомендовано
    охватывать не только пациента, но и близкий круг его общения. [4,6]

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Уровень убедительности рекомендаций 5 (уровень достоверности доказательств C)

Ранняя диагностика умственной отсталости включается в себя неврологические осмотр, ЭЭГ, РЭГ, КТ, МРТ, нейросонографию и другие виды исследований и обследований, консультацию невролога, невропатолога, генетика.

 2.1 Жалобы и анамнез

С помощью расспроса собираются жалобы и субъективный анамнез
(если позволяет уровень психического развития пациента). Как правило,
субъективные жалобы у взрослых больных касаются трудностей обучения и
адаптации в сообществе, речевых нарушений, а также касаться жалоб,
обусловленных коморбидными расстройствами.

Расспрос должен проводиться в атмосфере доверительности и
непринужденности, максимально исключающей постороннее вмешательство и
любые другие отвлекающие факторы. Задаваемые вопросы должны быть по
возможности краткими, простыми, однозначными и понятными пациенту.
Учитывая повышенную внушаемость умственно отсталых лиц, необходимо
отказаться от суггестивных (внушающих) вопросов.  Анамнестические
сведения собираются, как правило, от прошлого к настоящему.

  • Рекомендован сбор объективного анамнеза. [1]

Приложение А3. Связанные документы

Эмбриопатии и фетопатии часто вызывают олигофрению. Рубеолярная олигофрения связана с коревой краснухой. Также олигофрению вызывают вирусы гриппа, паротита, цитомегалии, гепатита (А, B, C, D), токсоплазмоз, листериоз, врожденный сифилис. Гормональные нарушения у матери и токсические факторы, ГБН (гемолитическая болезнь новорожденного) также могут вызывать олигофрению.

В раннем детстве во время родов часто наблюдаются родовые травмы, гипоксия, асфиксия, недостаток кислорода, черепно-мозговая травма, энцефалит, менингоэнцефалиты, менингиты, которые могут приводить к олигофрении.

1) Порядок оказания медицинской помощи по:

  • ФЗ «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
    оказании» от 02.07.1992 года № 3185-1 (со всеми существующими на
    сегодняшний день редакциями и изменениями);
  • ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ.
  • Приказ МЗ РФ от 17.05. 2012 г. № 566н «Об утверждении порядка
    оказания медицинской помощи при психических расстройствах и
    расстройствах поведения».

2) Стандарты (клинические рекомендации) разработаны на основании:

  • Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю.
    Голодец от 07.07.2016 г. № ОГ-П12-174пр о внедрении клинических
    рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской
    помощи в практическое здравоохранение.
  • Распоряжение Заместителя Министра здравоохранения РФ И.Н. Каграманяна от 01.09.2016 г. 17-4/10/1-4939.

3) Критерии оценки качества медицинской помощи по:

  • Приказ МЗ РФ от 17.05. 2012 г. № 566н «Об утверждении порядка
    оказания медицинской помощи при психических расстройствах и
    расстройствах поведения».

 3.1 Консервативное лечение

Согласно МКБ-10 при умственной отсталости у взрослых может
наблюдаться коморбидное сочетание с любыми психическими и
психоневрологическими расстройствами, лечение которых описывается в
соответствующих клинических рекомендациях [5].

В связи с законченностью морфофункционального развития
мозга стимуляция психического развития препаратами нейрометаболического
действия у взрослых пациентов с умственной отсталостью проводится не
всегда, однако в ряде случаев назначение ноотропных средств
целесообразно (улучшение когнитивных функций пациента).

При обусловленных дефектами обмена синдромах умственной
отсталости в рамках дифференцированных форм, лечение доживших до зрелого
возраста пациентов проводится специфическими методами терапии,
включающими диету, заместительную терапию гормональными препаратами.

При возможности повлиять на этиологические факторы умственной
отсталости проводят этиологическое лечение заболевания. Несомненно,
этиологическое лечение умственной отсталости эффективно лишь в случае,
когда ещё не произошло необратимого поражения головного мозга больного в
результате воздействия того или иного этиологического фактора [1].

В большинстве случаев умственной отсталости проводят патогенетическое лечение.

Основными целями консервативного лечения при умственной
отсталости у взрослых является редукция или устранение сопутствующих
поведенческих нарушений. В зависимости от ведущей причины формирования
или усиления поведенческих расстройств, структура терапевтических
мероприятий смещается в сторону преимущественно медикаментозной терапии,
либо усиления психотерапевтической составляющей комплексного лечения.

Адекватность терапевтического вмешательства зависит от правильной
оценки соотношения причинных факторов с определением удельного веса
биологической и социально-психологической составляющих, определяющих
этапную ориентацию на то или иное воздействие – психотерапевтическое,
медикаментозное или коррекционно- педагогическое.

  • Психофармакотерапия не является ведущим методом лечения и должна
    проводиться строго по клиническим показаниям и в течение ограниченного
    периода времени.

Уровень убедительности рекомендаций 5 (уровень достоверности доказательств - C)

3.2 Хирургическое лечение

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

У больных с умственной отсталостью не проводится.  Как
альтернатива при неэффективности медикаментозного лечения умственной
отсталости (в первую очередь соответствующей уровню имбецильности,
предлагалась нейротрансплантация (введение) стволовых клеток в организм
больного. В ряде случаев, по мнению некоторых авторов, оперативное
вмешательство позволяло уменьшить многие психические расстройства у этих
пациентов.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector