Клиника для мужчин
Назад

Логическое мышление статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Опубликовано: 23.04.2020
Время на чтение: 6 мин
0
2

Виды логики

Все логические рассуждения разделяются по трём категориям и могут быть:

  1. Образно-логическими. В таком случае проблема возникает в воображении человека, он отталкивается от образов предметов или явлений, которые в ней задействованы.
  2. Абстрактными – это более сложный вариант. В нём пользуются категориями, связями или предметами, отсутствующими в реальной жизни (абстракциями).
  3. Словесными – происходит обмен логическими рассуждениями с другими людьми. Здесь важно, во-первых, уметь анализировать происходящее, а, во-вторых, владеть искусством грамотной речи.

Теперь мы знаем, что такое логика. Самое время разобраться с тем, как она может помочь нам по жизни?

Законы логики

Законы правильного мышления - объективные основы и принципы логики, которые приводят рассуждение к подлинным заключениям.

  1. Закон тождества - идея является понятной, точной и простой (всякое А есть А).
  2. Закон противоречия - если одно суждение что-то отвергает, а другое это же заявляет, то они не могут быть одновременно истинными (А не есть не А).
  3. Закон исключенного третьего - всякое суждение или подлинно, или ошибочно (или А или не А).
  4. Закон достаточного основания - каждая идея, чтобы иметь силу, должна быть подтверждена аргументированными выводами (А, потому что В).

Законы правильного мышления действуют всегда и везде. Неважно, кто вы, кто ваш собеседник, верите вы в них или нет. Они незаменимы и нерушимы. Нарушая законы и формы правильного мышления, вы рискуете сделать ложные выводы.

Как развить логическое мышление?

Занятия интеллектуальными играми способствуют развитию логического мышления.

  1. Шахматы, покер и подобные им являются одними из лучших методом тренировки для ума.
  2. Использование созвучных слов, придумывание рифм может стать упражнением на развитие логического мышления. Популярная английская игра – лимерики – придумывание абсурдных стишков. Также придумывание пародийного стишка на популярный стих или песню. Отличными пародиями являются стишки из книги Кэрролла «Алиса в зазеркалье».
  3. Другим упражнением на развитие логики может стать пересказ или перефразирование предложения и текста. Постарайтесь выделить глубинный, абстрактный смысл и обозначить его, другими словами. Попытайтесь свернуть в одно слово или развернуть в несколько один и тот же смысл.
  4. Игра в аналогии. Возьмите любой объект – структуру, постарайтесь увидеть её суть (смысл). Попробуйте представить этот объект или смысл в другой системе. Например, возьмите характеры своих друзей и попробуйте представить их, как химические элементы: «золото» — богатый, «свинец» — ленивый, «мышьяк» — ехидный, вредный и так далее.
  5. Для развития логики подойдет разгадывание кроссвордов, головоломок и соответсвующие компьютерные игры, в том числе онлайн тренажеры.
  6. На развитие интеллектуальных способностей влияет тренировка объединения любых слов в классы, либо подробная детализация объекта. Например, возьмите несколько слов: «рыба», «квадрат», «кружка», «погода» и детально рассмотрите их, из каких элементов они состоят и с чем могут быть связаны. «Квадрат» –  это «прямая»,  «угол»,  «параллельные прямые», «плоскость». «Погода» — «атмосфера». Используйте матрицу связей (отношений слова): причина-следствие, часть-целое, вид-род, последовательность, противоположность.
  7. Занимайтесь изучением толковых словарей, придумывайте собственные толкования явлений.
  8. Для улучшения словесно-логического мышления психологи рекомендуют вести записи в дневнике. Конкретизировать свои мысли с их помощью. При прочтении какой-либо информации (статьи, книги) постарайтесь законспектировать все новые знания.
  9. Чтение философских трактатов и научных книг также усовершенствует логику, структурирует мысли.
Предлагаем ознакомиться  Как долго не кончать парню и улучшить секс

Опять же, отметим, что только регулярные упражнения и постоянные тренировки в данном направлении дадут ожидаемый результат.

Компоненты сознания

Мыслительный процесс состоит из внешних и внутренних источников:

  1. Внешние источники - это всевозможные задачи и объективные данные.
  2. Внутренние источники - желания, мечты и установки.

Задачи и объективные данные дают мозгу пищу для размышления и запускают извне мыслительные процессы.

Желания и мечты приводят к искажению картины мира. Человек, который много мечтает, не может адекватно воспринимать действительность, он как-будто выпадает из реальности и живет в своем собственном мире. Такие люди плохо приспособлены к самостоятельной жизни и мало чего добиваются. Но это не значит, что нельзя мечтать. Мечты - это движущая сила наших действий. Необходимо просто знать меру.

Негативные установки доводят мышление к шаблонности, когда понятия и решения используются по привычке. Часто наши убеждения не соответствуют реальности, и вместо того, чтобы облегчать жизнь, они ее усложняют. Так как мы видим только то, что согласуется с установками, из нашей жизни упускаются многие моменты, которые могли бы нам открыть новые возможности и расширить горизонты.

Розовые мечты и старые установки приводят к тому, что человек плохо ориентируется в окружающей действительности. Он не может жить осознанно, его одолевают психологические проблемы, дела не складываются, обстоятельства перестают подчиняться и подчиняют человека. Часто такие люди живут либо прошлым, либо будущим, но никак не настоящим. Чтобы управлять своей жизнью, нужно управлять действиями, а для этого необходимо научиться управлять своими мыслями.

Правильное мышление - это образ мыслей, при котором соблюдаются правила последовательности, логики и действия.

Верно построенная мысль даст безошибочный результат. Чтобы достигать целей, разум должен работать на вас, поэтому внимательно следите за тем, что и как вы думаете.

Концепции логики

Концепции логики различаются между собой прежде всего по способам решения метатеоретических проблем логики, связанных с основаниями математики

Критерии оценки идей

Принципы правильного мышления:

  • Концентрация на сути вещей.
  • Использование только достоверных фактов.
  • Способность анализировать и структурировать значительные объемы информации.
  • Способность к логическому завершению мысли.
  • Способность находить действенные способы решения задач.
  • Отсутствие подмены понятий в одних и тех же терминах.
  • Неприемлемо однозначное рассуждение по вопросу, в котором отсутствует ясность.
  • Всесторонняя проверка подтверждений суждений.

По этим признакам вы проанализируете мысли и поймете, над какими пунктами стоит поработать

Критическое мышление

Это второй уровень развития. Критически мыслящий человек всю информацию подвергает проверке, его сложно в чем-либо убедить. Ему нужны неопровержимые доказательства и аргументы. Симбиоз логического и критического мышления называют научным.

Предлагаем ознакомиться  Диагностика и лечение олигозооспермии

Литература по китайской логике

  • Спирин B. C. О «третьих» и «пятых» понятиях в логике древнего Китая // Дальний Восток. Сборник статей по филологии, истории, философии. — М., 1961.
  • Кроль Ю. Л. Спор как явление культуры древнего Китая. — // Народы Азии и Африки. — 1987. — № 2.
  • Крушинский А. А. Имена и реалии в древнекитайской логике и методологии (Обзор) // Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. — М., 1987.
  • Крушинский А. А. Древнекитайская логика: формальная реконструкция одной характерной системы вывода.// 22-я Научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. — М.,1991. — С. 26-35.
  • Пань Шимо (КНР). Логика Древнего Китая (краткий очерк) // Философские науки. — 1991. — № 12.
  • Чжоу Юньчжи. Основные вехи развития древнекитайской логики мин бянь, ее главные особенности и реальные достижения // Рационалистическая традиция и современность. Китай. 1993. №. — С. 152—178.
  • Крушинский А. А. Логика «И цзина». Дедукция в древнем Китае. — М., 1999.
  • Кварталова Н. П. Логические идеи трактата «Гунсунь Лун-цзы» // Человек и духовная культура Востока. Альманах. Вып. I. — М., 2003. — С. 167—172.
  • Кобзев А. И. Школа имен (мин цзя): коллизия логики и диалектики // Китай в диалоге цивилизации: К 70-летию академика М. Л. Титаренко. — М. 2004. — С. 550—557

Логики с неклассическим пониманием следования

  • Релевантная логика
  • Паранепротиворечивая логика
  • Немонотонные логики

Логические игры

Они рекомендованы взрослым и деткам при желании развития логики и совершенствования своего логического мышления. Что это за игры?

  1. Шахматы. Не обладая развитым логическим мышлением просто невозможно выигрывать в шахматы.
  2. Шашки. Более упрощённый вариант игры, чем шахматы, но также благоприятно сказывается на логическом мышлении.
  3. Нарды. Многие играли в них в детстве, но не все знают, что нарды улучшают логику.
  4. Кроссворды, головоломки, ребусы. С их помощью можно не только тренировать память и развивать интеллект, но и совершенствовать своё логическое мышление.
  5. Ассоциации. Методика невероятно проста – вам нужно выбрать определённое слово и подобрать к нему максимально возможное количество ассоциаций.
  6. Реверси либо отелло. Это ещё один вариант настольной игры, в которой используются чёрно-белые фишки и доска, весьма схожая с шахматной. Развивает не только логическое, но и стратегическое мышление.
  7. Эрудит либо скрэббл. Игра предполагает составление слов из конкретных букв.

Логическое мышление

Дает возможность адекватно воспринимать мир и является базовым. Именно логичное мышление помогло человечеству совершить первые научные открытия в Новое время, которые повлекли за собой бурное совершенствование науки и общества.

Предмет изучения логики

Логика изучает человеческое мышление. Ей не занимательны наши мысли, ее интересует процесс, то как мы это делаем. Процесс построения тезисов подчиняется логическим формам и законам.

Предлагаем ознакомиться  Гидропомпы для мужчин Bathmate: подробный обзор

Приложения логики в анализе познавательных процедур

Логический анализ форм и приёмов познания

Проблемы аксиоматизации теории множеств

  • Логические парадоксы
  • Семантические парадоксы

Развитие логики

Существует много способов, позволяющих развить логическое мышление. Дальше мы ознакомимся с наиболее известными из них.

Упражнения для развития логики

Если вы поставили перед собой цель – серьёзное совершенствование своего логического мышления, то одних игр будет недостаточно. В качестве дополнительных инструментов стоит воспользоваться специальными упражнениями. Их примеры найдёте в списке ниже.

  • Анаграммы. Буквы перемешаны в произвольной последовательности, а человеку нужно создать из них слово.
  • Задачи на логику. Вы найдёте их в большом количестве в социальной паутине. А прилавки книжных магазинов также предлагают вдоволь сборников с подобными заданиями.
  • Подбирать слова, выступающие связующими для двух словосочетаний. К примеру, «открывать дверь», «птицы летят» — слово ключ.
  • Самостоятельно составлять кроссворды, головоломки.
  • Придумать пять методик применения определённого предмета. Либо в качестве альтернативы – найти пять решений конкретной проблемы.
  • Выполнение тестов. Интернет предлагает большой ассортимент таких задач. Тесты станут прекрасным помощником для развития сообразительности. Есть варианты, где таймер отсчитывает определенное время на выполнение задач, а есть и не ограниченные никакими временными рамками.

Во всех тестах используется принцип «причины-следствия». Это подразумевает наличие нескольких решений, лишь одно из которых верное.

С первого взгляда может показаться, что подобное выполняется элементарно. В действительности неподготовленный человек испытает некоторые трудности: ответы выглядят взаимоисключающими, но подобраны так, чтобы с виду казалось, что все они подходят. Именно так и происходит тренировка ума и логики.

Этапы развития логического мышления у человека

Логическое мышление классифицируется по этапам развития, а также разделяется на типы в зависимости от преобладания того или иного элемента сознания:

  1. Формирование логики начинается с наглядно-действенного мышления. На ранней стадии  у маленьких детей отсутствуют устойчивые логические связи. В этом случае мыслительный процесс опирается на реальную ситуацию – построение слов из кубиков, фигур из конструктора.
  2. Вторая стадия развития логического мышления – наглядно-образная, развивается в дошкольный период. На этом этапе происходит отрыв конкретных образов от реального предмета. Ребенок оперирует не реальными предметами, а вызываемыми из памяти образами этих предметов. На этом этапе ещё отсутствует анализ, образ предмета не расчленяем на составляющие.
  3. Следующая ступень развития логики, происходит в младший школьный период. На этой стадии развития все практические действия преобразуются во внутренний процесс мышления. Ребенок школьного возраста с успехом улавливает элементарные связи, сходства и различия объектов. Мышление достигает абстрактного уровня, появляется умение игнорировать конкретные свойства предметов и объединять их в категории, классы.

Теории логического вывода

  • Теории логического вывода (теория логического вывода)
  • Теории следования (теория следования)
  • Теории импликаций (теория импликаций)
  • Материальная импликация
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector