Клиника для мужчин
Назад

Олигофрения - формы, степени и причины, диагностика, лечение

Опубликовано: 23.04.2020
Время на чтение: 13 мин
0
10

Специфика олигофрении

У мальчиков склонность к развитию олигофрении встречается чаще, чем у девочек. Диагностика на ранних этапах жизни осложнена разными факторами и спецификой медицинского обследования. Обычно олигофрения обнаруживается в возрасте 5-6 лет, когда родители приводят ребенка на тестирование к школьному психологу.

Стадии выраженности слабоумия ранее обозначались терминами дебильность, имбецильность, идиотия. В настоящее время они исключены из Международной классификации болезней, считаются оскорбляющими личность человека и несущими негативный оттенок. Выделяют 4 степени олигофрении – легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. Для каждой из них характерен определенный коэффициент интеллекта.

При постановке диагноза врачи используют различные классификации патологии. Они позволяют отследить не только нарушения в интеллектуальной сфере, но и проанализировать разные отклонения в других когнитивных процессах.

Классификация олигофрении по М.С. Певзнер

Выделяют несколько степеней развития интеллектуального дефекта, которые по-разному влияют на нарушение познавательной деятельности. Они учитываются при назначении схемы лечения олигофрении, чтобы сделать терапию максимально эффективной.

Олигофрения - формы, степени и причины, диагностика, лечение

Всего различают 5 форм заболевания.

  1. Неосложненная.

В ее основе лежит диффузное поражение мозга, существенных патологий в пределах корковых анализаторов не обнаруживается. Нервные процессы осуществляются в нормальном режиме. У таких больных нет патологии влечения к противоположному полу, психомоторной расторможенности или судорожных припадков.

Нездоровый человек может осуществлять различные виды трудовой деятельности, на внешние раздражители реагирует спокойно. Он дисциплинирован, эмоционально привязан к близким людям, сверстникам и учителям. Процесс адаптации в условиях коррекционного заведения проходит в пределах нормы. Человек способен овладевать новыми понятиями, демонстрировать высокие показатели на уровне специализированной школы.

  1. Осложненная.

Сопровождается нарушениями нейродинамических процессов, интеллект недоразвит. У таких пациентов нарушен баланс возбуждения и торможения. Если преобладает возбуждение нервной системы, наблюдается импульсивность, отсутствие концентрации внимания, неусидчивость. Замечания взрослых для такого пациента несущественны, может самостоятельно провоцировать конфликтные ситуации.

Если преобладают процессы торможения, нет интереса к обретению новых навыков, он слабо запоминает материал, остается медлительным и инертным. Своевременное лечение олигофрении в психиатрической больнице и грамотная коррекционная программа, составленная психиатром и психотерапевтом, дает возможность такому больному нормально адаптироваться в обществе.

  1. Олигофрения с психопатоподобными формами поведения.

Обычно эта степень диагностируется у лиц, которые после рождения перенесли серьезные инфекционные болезни (менингит, менингоэнцефалит, энцефалит). Яркие нарушения эмоционально-волевой сферы снижают адаптивные способности организма. Личностные качества развиваются медленно и плохо, критическое отношение к своим поступкам и окружающим снижено.

Также среди причин развития патологии выделяют серьезные черепно-мозговые травмы в детском возрасте, воспалительные процессы в разных отделах центральной нервной системы. Для таких больных характерно периодическое возникновение аффекта, в это время они могут быть опасными для окружающих людей.

Есть склонность к употреблению чрезмерного количества пищи, воровству, хулиганству повышенной сексуальной активности, бродяжничеству. Для них не существует правил поведения, все рекомендации и замечания близких людей или учителей они игнорируют. Лечение олигофрении на этой стадии преимущественно медикаментозное, пациента необходимо на определенное время помещать в стационар.

  1. Олигофрения, сопровождающаяся нарушением работы анализаторов.

У пациентов наблюдается патологическое нарушение двигательной активности, речевой функции, слуха и зрения. Эта форма болезни сопровождается не только интеллектуальным, но и физическим развитием. Рекомендовано помещение пациента в психиатрическое отделение.

  1. Патология с выраженной лобной недостаточностью.

Олигофрения - формы, степени и причины, диагностика, лечение

Человек воспринимает окружающую действительность неадекватно, ему незнакомо чувство страха или обида. Он может говорить и делать все, что ему кажется уместным в конкретный момент. Для этой формы характерно повышение биологических потребностей, возникновение асоциальных наклонностей. У больного наблюдаются периоды активности, импульсивности, которые сменяются пассивностью и вялостью.

Специалисты рекомендуют помещать в стационар тех, кто является опасным для себя и окружения. Повышенное половое влечение может спровоцировать правонарушение, такие люди не понимают отказа в близости, как духовной, так и физической. Лечение олигофрении в Москве в нашей клинике подразумевает медикаментозную коррекцию поведенческих факторов.

Кто он, человек с легким слабоумием?

Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.

Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.

Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.

Больная олигофренией

При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.

Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.

Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.

Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.

Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.

У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.

В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).

Симптомы и признаки заболевания

Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.

Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.

Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).

Лица с диагнозом «дебильность» не служат в армии, не водят машины, не имеют право на приобретение и хранение оружия, не для них работа в государственных и муниципальных учреждениях. Систематическое наблюдение у психиатра повышает их шансы на адаптацию в окружающем мире.

Предпосылки развития олигофрении

Возникает, когда дефектные клетки одного из родителей передаются ребенку. Если отец или мать имеют диагноз болезнь Дауна или другие формы психического недоразвития, высока вероятность проявления патологии у их наследника. Серьезное поражение костей и кожи у биологических родителей также может стать причиной развития олигофрении.

  • Патология, обусловленная внутриутробными факторами.

Если отец и мать здоровы, но во время беременности плод был поражен бактериальными, вирусными или паразитарными инфекциями, после рождения есть риск обнаружения у ребенка слабоумия. Также в эту группу входит гемолитическая болезнь плода.

  • Задержка психического развития может возникать вследствие гипоксии или асфиксии плода во время родов, а также из-за различных родовых травм.
  • Если ребенок до трех лет переболел энцефалитом или менингитом, у него была черепно-мозговая травма, он обязательно попадает в группу риска.
  • Олигофрения возникает по причине врожденного заболевания, которое медленно прогрессирует. Сюда относятся дефекты головного мозга и нарушение функций эндокринной системы.
Предлагаем ознакомиться  Почему на языке налет белого цвета: причины и лечение

Стадии и степени дебильности

Лёгкую умственную отсталость принято называть дебильностью. У больных с этой степенью олигофрении коэффициент интеллекта находится в переделах 50-70 балов. Пациенты имеют довольно развитую речь, могут совершать простые арифметические операции (сложить, отнять, посчитать деньги). Их круг интересов ограничен бытовыми вопросами.

Имбецильность – степень олигофрении с умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития. Коэффициент интеллекта этих людей от 20 до 49 баллов. Больные с данной степенью олигофрении косноязычны. Их словарный запас состоит из нескольких десятков слов. При этой степени олигофрении у человека сохраняется способность к самообслуживанию, но выполнять самую примитивную производственную работу больной часто оказывается не в состоянии.

Идиотия – степень олигофрении с самой глубокой умственной отсталостью. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта менее 20 баллов. Мышление при глубокой степени олигофрении практически неразвито. Больные плохо понимают обращённую к ним речь. Их общение с окружающими ограничено проявлением эмоций удовольствия или неудовольствия. Навыки самообслуживания у пациентов отсутствуют, и они полностью зависимы от ухаживающих за ними людей.

Одним из самых показательных диагностических методов у больных с олигофренией является определение коэффициента интеллекта. В зависимости от результата выделяют следующие степени олигофрении:

  1. Дебильность – самая лёгкая степень заболевания, при которой коэффициент интеллекта колеблется в границах 50-70 баллов. Такие дети оканчивают специализированные учебные заведения, в течение нескольких лет изучая программу, примерно соответствующую 4 классам обычной школы. Они осваивают счёт, чтение (часто механически), элементарные навыки письма. Полностью обслуживают себя, могут совершать простые покупки в магазине, помогают по хозяйству. Иногда встречаются парциально одарённые больные – при общем низком уровне развития у них отлично развита одна способность – память, художественные способности, умение делать сложные арифметические расчеты. Больные с дебильностью могут освоить несложные профессии.
  2. Имбецильность – средняя из стадий олигофрении. Такие больные хорошо понимают обращённую к ним речь, могут выучить несколько простых фраз, освоить элементарный счёт. Их можно обучить уходу за собой. При наличии специально оборудованных рабочих мест они могут выполнять элементарные операции. Имбецилы сильно привязаны к родным, ярко реагируют на порицание и похвалу. Мышление их заторможено, они не проявляют инициативы, с трудом приспосабливаются к новым обстоятельствам, в незнакомой обстановке теряются.
  3. Идиотия – олигофрения самой тяжелой степени. Такие больные – глубокие инвалиды, нуждающиеся в постоянном уходе. У них присутствует только зачаточная речь и мышление. Эмоции ограничиваются примитивным удовольствием при удовлетворении физиологических нужд и неудовольствием в обратном случае. Часто бывают озлоблены и агрессивны. В речи окружающих понимают только отдельные слова или не понимают вовсе. Родственников не узнают. Навыки самообслуживания большинство из них усвоить не могут.

Различают три стадии в зависимости от IQ:

  • легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
  • умеренная: IQ 60-64 балла;
  • тяжёлая: IQ 50-59 балла.

Также выделяют такие виды дебильности:

  1. Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
  2. Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
  3. Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
  4. Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.

Общая характеристика заболевания

Олигофрения не является отдельной болезнью, более правильно называть её патологическим состоянием, которое может быть признаком различных заболеваний. Поэтому её симптомы обычно сочетаются с различными соматическими проявлениями, а также нарушениями в речевой, двигательной и эмоциональной сфере. Характерные для олигофрении проявления следующие:

  • Нарушение абстрактного мышления. Самое характерное проявление олигофрении – нарушение, вплоть до полного отсутствия, образного мышления. Мышление больных конкретное, ситуационное, напоминает таковое у детей 2 – 3 лет.
  • Задержка психического развития всесторонняя – она охватывает помимо интеллекта и личностные качества – память, речь, эмоциональную и двигательную сферу, волевые аспекты, способность к восприятию, способность к концентрации внимания, мышление.
  • Речь бледная, запас слов скудный, фразы короткие и простые, часто безграмотные. Больных с лёгкими формами олигофрении удаётся обучить осмысленному чтению, при тяжелых формах максимум, которого можно достичь при многолетнем обучении – механическое чтение по буквам без понимания смысла прочитанного.
  • Внимание рассеянное, олигофрены неспособны надолго сосредоточиться на одном деле, их всё отвлекает. Отсутствует побуждение к систематической деятельности, инициативность.
  • Память ослаблена, однако описаны случаи избирательного механического запоминания рядов цифр, номеров, имён.
  • Задержка личного развития проявляется неспособностью ориентироваться в обычных житейских ситуациях – купить еду в магазине, выбрать одежду по погоде и подобных. Незрелая личность олигофрена легко внушаема, своё состояние воспринимает некритично, с трудом принимает адекватные решения.
  • Задержка физического развития в зависимости от формы олигофрении бывает очень значительной, взрослый больной может соответствовать 15-16 летнему подростку.

В большинстве случаев яркая, развёрнутая симптоматика заболевания появляется только в школьном возрасте. Олигофрения у детей младшего возраста выражается в отставании психического и речевого развития, слабости эмоциональных реакций, низком или отсутствующем интересе к окружающему миру, отсутствием желания и способностей для общения со сверстниками, затруднениями при необходимости оперирования абстрактными понятиями. В возрасте до года можно выявить только олигофрению тяжелой степени, остальные начинают проявляться позже.

Олигофрения – это врождённое или приобретённое в раннем возрасте слабоумие. Оно выражается в общем недоразвитии психики и в первую очередь затрагивает интеллект человека. Термин «олигофрения» происходит от двух греческих слов  «oligos» (малый) и «phrēn» (разум), хотя более корректными считаются выражения «психическая задержка» или «психическая недостаточность». В обиходе олигофрению у детей нередко называют психической отсталостью, а самого ребёнка с задержкой умственного развития - отсталым.

Олигофрения, как отдельное заболевание, была классифицирована лишь в начале прошлого века. До этого времени общий собирательный термин «слабоумие» объединял пациентов как с врождённой болезнью, так и с приобретённым психическим недоразвитием, например, старческой деменцией.

Диагностика олигофрении

Практически всегда расстройство интеллектуальной сферы сопровождает опасные и прогрессирующие заболевания, которые в большинстве случаев являются неизлечимыми. Среди них выделяют:

  • микроцефалия – характеризуется уменьшенными размерами черепа и мозга;
  • гидроцефалия – в желудочках главного органа ЦНС накапливается излишнее количество ликвора, такое состояние возникает по причине затрудненного оттока жидкости или ее избыточной выработки;
  • токсоплазмоз – болезнь, которая переносится грызунами, особенно опасна для беременных женщин (токсоплазма вызывает разные пороки развития, без труда проникает в плод);
  • фенилкетонурия – возникает вследствие сбоя обмена фенилаланина, что провоцирует большой выброс токсичных продуктов, в результате наблюдается поражение ЦНС, это один из признаков, по которому диагностируется олигофрения;
  • болезнь Дауна – у пациента с этой патологией присутствует лишняя 21 хромосома, вызывающая умственную, физическую отсталость и сердечные пороки.

До трехлетнего возраста признаком олигофрении является неумение вставать, сидеть или держать голову, если ребенок в соответствии с этапом развития должен уже освоить эти навыки. Среди других специфических симптомов выделяют:

  • диагностированное в лабораторных условиях нарушение строения внутренних органов (исследование визуализирующей аппаратурой, анализы);
  • признаки фенилкетонурии;
  • нарушение конституции тела, особенно в области головы, лица;
  • кожные покровы имеет синюшную бледность;
  • периодически возникают судороги;
  • запах кожи и мочи приобретает кислый оттенок;
  • мышцы слабые;
  • светлые голубые глаза.

У взрослых и детей с таким диагнозом страдает не только интеллект, но и другие процессы – воля, эмоции, память, речь, способность перерабатывать информацию и воспроизводить ее, возможность сконцентрироваться на одном предмете.

Образное мышление, способность к абстрагированию и обобщению развиваются слабо. Человек не может объяснить, что такое «яблоко» или как это «грустить».Он не способен выйти за рамки текущей ситуации, прогнозировать что-то на будущее.

Предлагаем ознакомиться  Лечение простатита таблетками названия недорогих и эффективных средств

Если последние носят противоправный характер или нарушают общественные нормы, не испытывает моральных страданий и стыда. Подход к лечению олигофрении на каждом этапе развития патологии разный. Подробную консультацию даст семейный психиатр, к которому обращаются на разных стадиях развития болезни.

Общими симптомами для взрослых и детей являются:

  • скудная и максимально упрощенная речь;
  • разговор отрывистыми короткими фразами, неспособность выстраивать длинные логические предложения, формировать последовательные цепочки мыслей;
  • ослабление памяти, хорошо развито только механическое запоминание несложных данных (название предметов, имен и цифр);
  • отсутствие возможности критически оценивать ситуацию, невозможность анализировать происходящее вокруг;
  • неумение подбирать одежду по погоде, делать уборку или покупать продукты;
  • подверженность чужому мнению, быстрое принятие убеждений другого человека.

При тяжелой степени развития патологии олигофрены могут не узнавать близких, у них периодически возникают вспышки раздражительности, злости и агрессии. Последний симптом относится к категории опасных. Если он проявляется часто, необходима госпитализация в стационар. В Клинике доктора Исаева за такими пациентами осуществляется круглосуточное наблюдение, позволяющее в критические моменты скорректировать схему лечения, не дать больному нанести вред жизни и здоровью окружающих.

Детский дебилизм и его особенности

Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.

В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…

Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.

С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.

Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.

Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.

Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.

Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.

Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.

Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.

У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:

  • на первом полюсе: приветливые, добрые, ласковые;
  • на втором: злые, угрюмые, агрессивные.

Также существуют и два полюса активности:

  • крайне активные дети – на одном полюсе;
  • крайне заторможенные – на другом.

Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.

Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.

«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.

У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».

Лечение олигофрении в Москве

Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.

Постановка диагноза и тесты

С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

Тест Айзенка

Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:

  • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
  • вариант нормы: 90-110 баллов;
  • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
  • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.

Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

Тест Войнаровского

Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

  • вставить в рассказ недостающие слова;
  • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
  • правильно расставить запятые в тексте;
  • придумать фразу из отдельных слов.

Тест Торренса

Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:

  • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
  • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
  • лист с нарисованными парными прямыми линиями.

Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

Диагностика олигофрении

Некоторые формы олигофрении, вызванные генетическими факторами, сегодня можно диагностировать ещё на стадии внутриутробного развития. В таком случае решается вопрос о возможности искусственного прерывания беременности.

Олигофрения у детей первого года жизни диагностируется на основании целого комплекса симптомов физического и психического отставания в развитии. Олигофрения у детей самого раннего возраста выражается в неспособности ребёнка до года держать голову, сидеть, фиксировать взгляд на одной точке, поворачивать голову на звук, улыбаться или гулить на обращённую к нему речь.

Олигофрения у детей второго года жизни проявляется в отсутствии желания познавать окружающую среду, в неразвитости речи и моторики. Ребёнок не понимает обращённую к нему речь и не пытается имитировать действия взрослых. В самом раннем возрасте диагностируются, как правило, самые тяжёлые степени олигофрении.

В дошкольном периоде лёгкая степень олигофрении у детей выражается в слабо развитой речи, преобладании примитивных эмоций, плохой обучаемости и неспособности к самообслуживанию.

Предлагаем ознакомиться  Разоблачение. Восемь признаков измены мужа || Муж отрицает факт измены

Некоторые болезни, приводящие к задержке умственного развития, например болезнь Дауна, сейчас можно диагностировать ещё на ранних сроках беременности. В случае выявления такой патологии врач подробно разъясняет родителям, что такое олигофрения, какими нарушениями развития она может сопровождаться, каким вырастет ребёнок с данным заболеванием. После этого решается вопрос о сохранении либо прерывании беременности.

Следующий этап диагностического поиска наступает сразу после рождения ребёнка и состоит в скрининговом исследовании крови на фенилкетонурию и гипотиреоз – заболевания, которые также приводят к задержке умственного развития.

Если же симптомы олигофрении появились у предположительно здорового ребёнка – необходимо выполнить широкий круг исследований для поиска её причины. В первую очередь детально выясняется история жизни пациента и его семейный анамнез: есть ли у членов семьи психические заболевания или случаи задержки развития, как протекала беременность, воздействовали ли на плод какие-то вредные факторы, болела ли мама во время беременности, не было ли гипоксии или асфиксии во время родов, как протекал послеродовый период, были ли травмы у больного.

Далее производится осмотр больного с целью выявления психических и неврологических нарушений, определения тяжести заболевания. После этого назначаются различные клинические, биохимические, иммунологические и цитологические исследования для определения наличия врождённых инфекций, нарушений ферментной системы, заболеваний внутренних органов.

В зависимости от результатов обследования выбирается тактика дальнейшего ведения пациента.

Чаще всего к специалисту обращаются родственники, которые не могут на должном уровне осуществлять контроль состояния здоровья близкого человека. Врач начинает с изучения анамнеза, истории семьи, анализа жалоб пациента. Важно выяснить следующие моменты:

  • особенности рациона с точки зрения сбалансированности;
  • с какого возраста стали выраженным нарушение умственного развития;
  • особенности течения беременности;
  • перечень болезней, вирусных и инфекционных, которые пациент перенес до трехлетнего возраста.

Далее следует осмотр у психиатра, он с помощью специальной шкалы и опросников оценивает интеллектуальные способности. В личной беседе с больным можно понять, насколько развита его речь, способность контактировать с другими людьми, адаптироваться к новым условиям.

Коррекция и оказание помощи

В основном лечение симптоматическое:

  • психотропные и ноотропные препараты;
  • общеукрепляющие;
  • противосудорожные и дегидратационные;
  • метаболические.

Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными.Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.

С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.

Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.

Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.

Лечение

Коррекция нарушений психических процессов возможна только при условии раннего выявления патологии. В случае запущенной стадии болезни, производится симптоматическая терапия. Если параллельно выявляется инфекция, врач устраняет в первую очередь ее, а затем занимается лечением олигофрении.

Применяются средства, способствующие улучшению обменных процессов в головном мозге, антигипоксанты, если у больного наблюдается психомоторное возбуждение, применяют седативные препараты, при обнаружении заторможенности – стимуляторы.

Лечение олигофрении в Москве сводится к адаптации больного к самообслуживанию и жизни в обществе, насколько это представляется возможным при данном диагнозе. Часто близкие люди эмоционально отгораживаются от нездорового человека, перестают с ним общаться, их забота выражается исключительно в его обслуживании на бытовом уровне.

Специалисты нашей клиники проводят разъяснительную работу по поводу обращения с такими больными в домашних условиях.

В нашей клинике проводится терапия этого психического расстройства, независимо от его стадии и формы. На этой странице представлены отзывы родственников, обращавшихся ранее с целью госпитализации пациента. В них содержится информация по поводу условий содержания в лечебном учреждении, комфортабельности палат, уровня подготовки наших специалистов.

Для выявления различных форм олигофрении у детей во всём мире существует патронажная система контроля физического и психического развития ребёнка от рождения и до определения его в школу. К сожалению, лечение заболевания возможно лишь у детей с олигофренией метаболической этиологии. В таком случае ребёнку назначаются препараты для коррекции обмена веществ, и дальнейшее развитие болезни зависит от восприимчивости детского организма к лечению.

При всех других формах олигофрении у детей можно проводить лишь вспомогательную терапию витаминными комплексами, аминокислотами, ноотропами, препаратами для стимуляции мозгового кровообращения и уменьшения внутричерепного давления.

Диагноз «олигофрения» у детей предполагает участие ребёнка в социальной программе реабилитации. При лёгкой и средней степени олигофрении больные направляются в специализированные детские сады и школы-интернаты. Там они получают образование примерно на уровне 4 классов обычной школы и одновременно обучаются какой-либо профессии.

К сожалению, большинство случаев олигофрении невозможно вылечить. Некоторая коррекция возможна только для ферментопатий (мукополисахаридоз, фенилкетонурия) в случае их раннего выявления и начала лечения.

Для остальных форм олигофрении лечение только симптоматическое. Обязательно устранение внутриутробной инфекции при её выявлении. В качестве поддерживающего лечения назначают ноотропы, мультивитамины, нейрометаболики, антиоксиданты, биогенные стимуляторы, антигипоксанты.

При выраженной заторможенности можно применять фитотерапию со стимулирующим эффектом, адаптогены. Психомоторное возбуждение является показанием для использования транквилизаторов, нейролептиков.

Крайне важна психическая и социальная реабилитация олигофренов. Больные нетяжелыми формами (дебилизм) – старательные работники, которые эффективно и усердно справляются с монотонным или тяжелым трудом. Для их обучения создаются специальные школы-интернаты и профтехучилища, в которых им дают базовое образование и обучают какой-либо профессии.

Профилактические меры

Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:

  • выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
  • обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
  • здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
  • мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.

Вопросы и ответы

Да, у новорожденного очень высокая вероятность слабоумия, если его биологические родители имеют аналогичный диагноз.

Нет, преимущественно применяется симптоматическая терапия.

Да, у него периодически возникают вспышки гнева и агрессии. В эти моменты контроль собственного поведения отсутствует полностью, он может причинить вред жизни и здоровью другого человека.

Нет, согласно законодательству, если его признают психически больным, он не несет криминальной ответственности. Максимум – курс принудительного лечения в стационаре.

Нет, это не является обязательным условием для размещения в клинике. Решение о госпитализации принимают опекуны больного человека. С ними мы подписываем договор, где отражаются все гарантии сторон.

Злоупотребление спиртными напитками и особенно диагностированный алкоголизм любого из родителей является наиболее частой причиной появления на свет детей с серьезными органическими поражениями центральной нервной системы. Официально установлено, что у 25% олигофренов родители алкоголики.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector