Клиника для мужчин
Назад

Бог создает семью

Опубликовано: 23.04.2020
Время на чтение: 16 мин
0
12

Содержание

Что такое христианская семья

Сегодня серьезной проблемой является вопрос, что такое христианская семья и брак. Сейчас это понятие достаточно трудно осмысляется в приходской жизни. Я вижу очень многих молодых людей, которые дезориентированы в том, что они хотят увидеть в своей семье. В их головах существует масса штампов отношений между юношей и девушкой, на которые они ориентируются.

Современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. Все смотрят друг на друга под искаженным углом: одни — почерпнув свои знания в «Домострое», другие — в телепрограмме «Дом-2». И каждый по-своему пытается соответствовать прочитанному или увиденному, при этом отказываясь от собственного опыта.

Второе, что подбавляет градус к этой психологической проблеме: разделение понятий — что является природой семьи, а что является ее смыслом и целью. Недавно я прочел в одной проповеди, что целью христианской семьи является деторождение. Но это неправильно и стало, к сожалению, необсуждаемым штампом. Ведь такая же цель у мусульманской, буддистской, у любой другой семьи.

1. Устроение семьи

Устроение семьи: цель и задача семьи, крепость ее в единстве и любви

Как понимать цель и задачу семьи?

Удивительное Божие повеление и устроение – семья! «Во Христа и во Церковь». «Тайна сия велúка есть".

Семья, созидающая себя на христианских традициях, живет Церковью, да и сама становится домашней Церковью. Как и в Церкви, в малой церкви-семье Бог есть Глава. «Во Христа и во Церковь». Муж для жены, отец для детей обладает силой и властью духа. Его главенство в семье – крепко и незыблемо, если укреплено верой и сознанием Божия представительства в семье-церкви.

Все в семье должно быть подчинено главному – воле Божией через мужа и отца. И заслуга жены и матери в семье в том, чтобы, всем сердцем и существом любя мужа и отца своих детей, она стараласьслушаться и подчиняться мужу – главе семьи, главе домашней Церкви, как Христу. И с величайшей любовью служить жизнью своей Богу в своем смиренном и самохотном, сознательном подчинении мужу.

Чем семья крепка?

Семья тогда крепка, когда стоит единством и любовью. Той любовью, которая воспринимается домочадцами как преизбыток. Вся жизнь под крышей родительского дома должна стать этим "пре". В семье дети не просто живут, они пребывают в жизни с родителями, чтобы рядом с ними горячо было жить сердцу. В доме родителей дети дышат их любовью, как воздухом. Любовью они постигают души родителей, а через их души – Бога. И сначала Бог воспринимается в семье как «Бог отец наших». Под сенью родительской любви каждый ребенок имеет возможность узнать и своего Бога.

Любовь – это и единство. И любое отклонение, любое малейшее отступление от этого единства должно восприниматься в семье как аномалия и исправляться. Ибо цель и задача семьи – навыкнуть единству здесь, на земле, для единства вечного.

Первое признание в любви

В Библии мы видим христианский образ любви и брака.

Здесь мы встречаем первое признание в любви: Адам говорит Еве: кость от костей моих и плоть от плоти. Вдумайтесь, как это прекрасно звучит.

В самом чине венчания сначала говорится о помощи друг другу, а потом только восприятие рода человеческого: «Боже святой, создавший из праха человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле».

И потому многодетность тоже не является целью. Если семье задать такую задачу: обязательно воспроизводить и воспроизводить, то может возникнуть искажение брака. Семьи не резиновые, люди не бесконечные, у каждого свой ресурс. Нельзя ставить такую колоссальную задачу, чтобы Церковь решала демографические вопросы государства. У Церкви другие задачи.

Всякая идеология, которая вносится в семью, в Церковь — страшно губительна. Она всегда сужает ее до каких-то сектантских представлений.

2. Природа семьи

Природа семьи: созидание семьи Господом, сочетание жены мужу; определение Божие о фундаменте человеческих взаимоотношений в семье; назначение семьи – сформировать человека

Кто создает семью?

Создатель семьи – Господь. Он с самого начала хотел, чтобы человек знал, как правильно построить семью.
«И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). Бог не только сказал об этом, но и создал ему помощника – жену. Это одно из первых званий, присвоенных женщине Богом. В нем отражен смысл помощи: содействие одного человека другому в достижении полного удовлетворения.

Как сочетается мужу жена?

Первый брак получил сочетание от Бога. Господь лично привел Еву к Адаму. Точно так же Он готовит подругу или друга каждому человеку. И дает Свои указания о важнейшем виде человеческих отношений взаимодействиях мужа и жены. При постройке скинии Господь сказал Моисею:
«Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх. 25, 40). То же говорит Он и вступающим в брак. В следовании этому образцу человеку открывается возможность испытать благословение на гармоничную и счастливую семейную жизнь.

Каково определение Божие о фундаменте человеческих взаимоотношений в семье?

Учредив брак, Господь определил его как фундамент человеческих взаимоотношений, пока человек живет на земле. Адам с благодарностью принимает Божие решение о создании его семьи. При виде Евы он воскликнул:
«Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа» (Быт. 2, 23). При сочетании Адама и Евы Бог сказал им:
«Потому человек оставит отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2, 24–25). Здесь мы видим описание брака в том виде, как его осуществил Господь. Эти указания касаются всех вступающих в брак. Из них видно, что природа брака – Богочеловеческая: Господь в ней – Центр и сердце создаваемой семьи. Господом освящается союз мужа и жены. Им закладываются в природу семьи законы любви, веры и свободы, усвоению и развитию которых посвящается вся совместная жизнь супругов.

Предлагаем ознакомиться  Гепатопротекторы при жировом гепатозе печени

В чем назначение семьи?

Семья, по замыслу Творца, явилась наиважнейшим фактором в формировании человека. Она раскрывает все заложенные в нем способности, силы, дарования. Семья становится ковчегом духовной жизни, где человек учится быть личностью, открывающей в себе образ и подобие Божие. Для этого Слово Божие указывает людям несколько принципов, полагаемых в основание семейной жизни.

Семья – малая Церковь

Бог создает семью

Помочь семье стать малой Церковью — вот наша главная задача.

И в современном мире слово о семье, как о малой Церкви, должно прозвучать громко. Цель брака – это воплощение христианской любви. Это место, где человек присутствует по-настоящему и до конца. И реализует себя как христианин в своем жертвенном отношении друг другу. Пятая глава Послания апостола Павла к Ефесянам, которая читается на Венчании, содержит образ христианской семьи, на который мы ориентируемся.

У о. Владимира Воробьева есть замечательная мысль: семья имеет свое начало на земле и имеет свое вечное продолжение в Царствии Небесном. Вот ради чего создается семья. Чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность. И малая Церковь и Небесная стали едиными.

Семья – это выражение антропологически заложенной в человеке церковности. В ней реализуется осуществление Церкви, заложенное Богом в человеке. Преодоление, выстраивание себя по образу и подобию Божию — очень серьезный духовный аскетический путь. Об этом надо нам очень много и серьезно говорить с приходом, юноше с девушкой, друг с другом.

А сведение семьи к стереотипам надо разрушать. И я считаю, что многодетная семья – это хорошо. Но каждому по силам его. И оно не должно приводиться в исполнение ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями. Деторождение есть исключительно исполнение Любви. Дети, брачные супружеские отношения – это то, что наполняет семью любовью и восполняет ее как некое оскудение.

И только Церковь сейчас еще способна говорить, как создать и сохранять семью. Существует масса предприятий, которые дают возможность брак заключать и расторгать, и рассказывают об этом.

Бог создает семью

Раньше Церковь действительно была тем органом, который брал на себя ответственность законного брака и одновременно осуществляла церковное благословение. А теперь понятие законного брака все более и более размыто. В конечном итоге законный брак будет размыт до последнего предела. Очень многие люди не понимают, чем законный брак отличается от гражданского.

Некоторые священники тоже путают эти понятия. Люди не понимают смысла заключения брака в государственных учреждениях и говорят, что лучше повенчаются, чтобы встать перед Богом, а в ЗАГСе – что? В общем, понять их можно. Если они любят друг друга, то им не нужна справка, какое-то формальное свидетельство о любви.

С другой стороны, Церковь имеет право заключать только те браки, которые заключены в ЗАГСе, здесь и получается странная вещь. В итоге некоторые священники говорят странные слова: «Вы распишитесь, поживите немножко, — годик. Если не разведетесь, то приходите венчаться». Господи, помилуй! А если разведутся, что не было брака? То есть такие браки как бы не считаются, как будто их не было, а которые Церковь повенчала – это на всю жизнь…

С таким сознанием невозможно жить. Если такое сознание мы принимаем, то и любой церковный брак тоже будет распадаться, — ведь есть причины для расторжения церковного брака. Если таким образом относиться к государственному браку, что он такой «недобрак», то количество разводов будет только увеличиваться.

У брака венчанного и невенчанного одна и та же природа, последствия развода везде одинаковы. Когда допускается странная идея, что можно пожить до венчания, то каким у нас будет сам брак? Что тогда мы понимаем под нерасторжимостью, под «двое – плоть едина»? Что Бог сочетал, человек не разлучает. Ведь Бог сочетает людей не только через Церковь. Люди, встречающиеся друг с другом на земле, — по-настоящему, глубоко — они все равно осуществляют природу брака, данную Богом.

Только вне Церкви они не получают той благодатной силы, которая преображает их любовь. Брак получает благодатную силу не только потому, что он венчан в Церкви священником, а еще и потому, что люди вместе причащаются, вместе живут единой церковной жизнью.

Семья

Многие за обрядом венчания не видят сущности брака. Брак – это союз, который сотворен Богом еще в раю. Это таинство рая, райской жизни, таинство самой природы человека.

Здесь возникает огромная путаница и психологические препятствия для людей, которые ищут себе жениха или невесту в православных молодежных клубах, потому что лишь бы православный с православным, а иначе никак нельзя.

3. Фундамент семьи

Фундамент семьи: принципы, составляющие фундамент семейной жизни: отделение, постоянство, единство, физическая близость

Какие принципы составляют фундамент семейной жизни?

Согласно свидетельству Священного Писания, этими принципами являются: отделение, постоянство, единство и физическая близость.

О чем говорит первый принцип?

Он говорит о том, что, создавая свою семью,
человек оставит отца своего и мать свою. Жених и невеста разрывают узы, которыми они были связаны со своими родителями. Это не отказ от родителей или повод плохо с ними обращаться, это не разрыв всех отношений с ними.
Оставить отца и мать означает разорвать узы зависимости от родителей: вступающие в брак теперь не будут больше искать у них убежища, защиты, финансовой помощи. Источник удовлетворения этих нужд должен быть усмотрен в новых отношениях мужа и жены. Поступать так – значит положить основание хорошему браку.

О чем говорит создающим семью второй принцип?

Он говорит о постоянстве. Чтобы брак выдержал натиск бурь, супруги должны осознать, что их узы постоянны. Потому оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей... Создав семью, Бог имел в виду прочность, постоянство, жизнь бок о бок без условий и ограничений. Поэтому к первому принципу – отделения – Он присовокупил второй – прочность, постоянство. Развод как одна из возможностей разрыва брачных уз никогда не предусматривался в Божиих мыслях о браке. Этим полагается запрет думам о разводе даже как о возможном варианте – что Бог сочетал, человек да не разлучает.

Что открывает человеку третий принцип брака?

Третий принцип брака – навыкнуть здесь, на земле, единству жизни. И будут одна плоть. Достижение единства в браке – процесс, требующий усилий с обеих сторон. Единство – это способность слушать и прощать; в единстве две личности хотят полностью, без остатка поделиться всем, что наполняет их жизнь. Единство и подобие, однородность – не одно и то же. Подобие сопряжено с подчинением: ты должен быть похожим на меня, реагировать так же, как я. Единство же побуждает мужа принимать участие в трудностях жены и помогать ей справляться с ними.

Что утверждает для семейных людей четвертый принцип брака?

Он, согласно Писанию, утверждает: прочный, здоровый брак требует отделения от родителей, постоянства брачных уз, растущего единства и физической близости. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. Принцип физической близости упомянут последним в Божьем перечне четырех основных принципов, являющихся фундаментом брака. И не без причины. Муж и жена испытывают радость общения от физической близости при наличии отделения, постоянства и единства. При удалении любого из этих принципов, являющихся фундаментом брака, физическая близость очень быстро исчезает. Адам и Ева не стыдились друг друга. Не было в их отношениях ничего скрытого, не было смущений, страхов. Чувство неловкости полностью отсутствовало. Это обусловило полную свободу как эмоциональную, так и физическую.

Предлагаем ознакомиться  Таблетки от кашля Амброгексал — инструкция по применению

Христианская семья может строиться только на прочном, Богом созданном фундаменте.

Супружеские отношения – отношения любви и свободы

Когда мы говорим об интимных отношениях в семье, возникает много сложных вопросов. Монашеский устав, по которому живет наша Церковь, не предполагает рассуждения на эту тему. Тем не менее, этот вопрос существует, и никуда нам от него не деться.

Осуществление супружеских отношений — вопрос личной и внутренней свободы каждых супругов.

Было бы странно из-за того, что супруги причащаются во время чина Венчания, лишать их брачной ночи. А некоторые священники так и говорят, что не стоит супругам причащаться в этот день, потому что им предстоит брачная ночь. А как быть тем супругам, которые молятся о зачатии ребенка: чтобы он был зачат с Божьего благословения, им тоже не причащаться?

Здесь встает вопрос сознания, которое все отношения низводит до какого-то животного отношения.

Брак венчается и считается неоскверненным! Тот же Иоанн Златоуст, который сказал, что монашество выше брака, говорит и о том, что супруги остаются целомудренными и после того, как они поднимаются с супружеского ложа. Но это в том случае, если у них честен брак, если они берегут его.

Поэтому супружеские отношения – отношения человеческой любви и свободы. А бывает и так, и это могут подтвердить и другие священники, что всякая излишняя аскеза может являться причиной супружеских ссор и даже распада брака.

4. Каркас семьи

Каркас семьи: мудрость при создании семьи, задача для жены – повиновение мужу как Господу; и для мужа – большая любовь к жене по примеру как Христос возлюбил Церковь; повиновение и любовь – каркас богобоязненной семьи при взаимном уважении и приятных воспоминаниях

В чем усматривается мудрость при создании семьи?

«Мудростью устрояется дом и разумом утверждается. И с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом» (Притч. 24, 3–4). Чтобы устроить, утвердить и наполнить дом, необходимы, по словам Соломона, мудрость, разум и знание. В притчах написано:
«Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» (Притч. 2, 6). Люди не могут приобрести их самостоятельно. Господь – источник всего, в чем мы нуждаемся для постройки хорошего дома. Псалмопевец говорит:
«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126, 1). Только Господь может дать нам умение и способности. Причем изменения должны произойти именно в вас, а не в супруге.

Какие еще два принципа должны знать супруги, созидая свой дом?

В Послании к Ефесянам апостол Павел дает нам образец нашего общего устройства брака. Он пишет:
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Значит, основная задача жены – это повиновение, и аналогия – «как Господу». Как она откликнулась бы на обращение к ней Господа, точно также жена-христианка должна реагировать на обращение своего мужа. Апостол Павел добавляет:
«Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Основная забота мужей – большая любовь к женам, а аналогия – «как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Обе заботы одинаково важны и обе относятся к нашим взаимоотношениям с Господом Иисусом Христом.

Эти два принципа – повиновение и любовь – затрагивают животрепещущие вопросы. Жена спрашивает себя: «Достаточно ли сильно я люблю своего мужа, чтобы жить для него?» В свою очередь муж спрашивает себя: «Достаточно ли я сильно люблю свою жену, чтобы умереть за нее?» Упомянутые принципы можно назвать каркасом богобоязненной семьи. К нему можно причислить взаимное уважение, приятные воспоминания. Имущество такого рода не разрушается житейскими невзгодами.

5. Строительный материал семьи

Строительный материал семьи: богобоязненное поведение жены в приобретении своего мужа для Господа, внутреннее и внешнее отношение жены к своему мужу: достойно представлять своего Господа словами, действиями и одеждой, но наипаче «нетленной красотой кроткого и молчаливого духа»; отзывчивость жены к нуждам своего мужа, делание добра без смущения и страха; благоразумное отношение мужа к своей жене, хорошее знание ее, чуткий дух, участие, забота о ней; оказание чести своей жене

Чем, каким поведением жены приобретается для Господа ее муж?

При постройке здания семьи апостол Петр советует иметь в виду следующие моменты.

Во-первых, богобоязненным житием жена должна приобрести своего мужа для Господа. «Вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Пет. 3, 1–2). Здесь апостол указывает на поведение, на образ жизни жены, ибо им приобретается для Господа ее муж.

Не проповеданием, не надоедливой ворчливостью, нет, а примером чистого, богобоязненного жития, безмолвной проповедью жизни по любви.

Что необходимо знать о внешнем и внутреннем отношении жены к своему мужу?

Второй важный момент в строительстве прочной семьи апостол видит в отношении жены к своей жизни.
"Да будет украшением вашим, говорит он, не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1Пет. 3, 3–4). В первую очередь следует отметить, что апостол ничего не имеет против приятной наружности жены. Кажется, его слова можно понять так: «Да будет украшением вашим не только внешнее...» Наружность наша важна, но она не является самым главным. Если Господь призвал нас быть Его посланниками, то мы достойным образом должны представлять своего Господа. И это касается не только наших слов и наших действий, но и нашей одежды. Одеваться нужно скромно, но изящно.

Но важнее внешности сокровенный сердца человек. Богу кажется особенно важным нетленная красота кроткого и молчаливого духа. Чтобы уметь выразить нежность, необходимо быть довольно сильным человеком. Женщина должна обладать громадным воздержанием, чтобы иметь молчаливый дух.
«Крепость и красота богобоязненной жены –
одежда ее, и весело смотрит она на будущее» (Притч. 31, 25).

Какой вид добра заложен в основу отношения жены к мужу?

Этот вид добра именуется повиновением. Апостол говорит:
«Так некогда и святые жены, уповающие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет. 3, 6). Обязанность жен – быть отзывчивыми к нуждам своих мужей, повиноваться им. Когда у мужа возникает нужда, со стороны жены должен быть положительный, доброжелательный отклик на нее. Некоторые могут подумать: «Стань я такой отзывчивой, какой была Сарра в отношениях с Авраамом, мой муж обязательно будет злоупотреблять этим». Но и здесь ответ один: необходимо делать добро и не смущаться ни от какого страха. Это обетование Божие для жен.

В чем усматривается благоразумие мужа по отношению к своей жене?

Апостол Петр учит:
«И вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощным сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет. 3, 7). Обращаться благоразумно с женами значит жить с ними благоразумно, быть в настоящей дружбе, в тесных дружеских отношениях в семье.

Многие мужья размышляют так: «Я целый день работаю на производстве, зарабатываю деньги, и это моя обязанность. Моя жена должна взять на себя обязанности по дому и заниматься домашней работой». Нет, в христианской семье обязанности по дому должны выполняться обоими супругами. Муж должен постоянно принимать участие в домашней работе, проявляя большую, заботливую дружбу к своей жене.

Предлагаем ознакомиться  Левосторонний крипторхизм: причины и методы терапии

Таким образом, мужьям нужно помнить, что при строительстве прочной семьи им необходимо постоянно жить со своей женой. Семейный дом – не гостиница, где вы можете переночевать. Кроме того, мужьям необходимо обращаться со своими женами благоразумно. Чтобы быть хорошим мужем, необходимо благоразумие. Наиболее ценное благо – знать свою жену, знать ее по-настоящему. Хороший муж знает о своей жене то, что другие не должны знать. Он знает ее заботы и страхи, ее разочарования и надежды, ее секреты и мечты. Обладание такой информацией и является знанием своей жены. Для того чтобы знать свою жену, необходим чуткий дух, желание принять участие, слушать, заботиться. Ваша жена желает быть понятой.

Что значит знать свою жену и почитать ее?

Апостол Петр вменяет мужьям почитать своих жен, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни. Муж склонен предполагать, что после женитьбы его жена знает о том, как много она для него значит. Но об этом ей необходимо сказать хорошо подобранными, ласковыми словами. Время от времени необходимо выразить свою любовь, преподнеся жене цветы или небольшой подарок. Почтение, оказываемое ей, должно сопровождаться заботливо продуманными знаками внимания.

Чем скрепляется строительный материал мужа и жены?

Для жен строительный материал, необходимый для созидания семьи, – это богоугодное поведение, нежное отношение и готовность повиноваться. Для мужей же их стройматериал – это жить с женой в самых близких отношениях, хорошо знать ее, почитать, глубоко уважать, подкрепляя все это словами и делами. Этот строительный материал, скрепленный раствором любви, сделает семейный дом непоколебимым.

Подготовка к браку

Церкви нужно готовить к браку и тех людей, которые приходят не изнутри церковной общины. Тех, которые сейчас могли бы прийти в Церковь через брак. Сейчас огромное количество невоцерковленных людей желают настоящей семьи, настоящего брака.  И знают, что ЗАГС ничего не даст, что истина дается в Церкви.

А здесь им говорят: получите свидетельство, заплатите, в воскресенье приходите к 12. Хор за отдельную плату, паникадило за отдельную.

Перед венчанием люди должны пройти серьезный подготовительный период – и готовиться несколько месяцев как минимум. Это должно быть совершенно четко. Хорошо бы принять решение на Синодальном уровне: так как Церковь несет ответственность за нерасторжимость брака, то и допускает его только между теми, кто в течение полугода регулярно приходил в Храм, исповедовался и причащался, слушал беседы священника.

При этом гражданская регистрация в этом смысле отступает на второй план, потому что при современных условиях она дает возможность закрепить какие-то имущественные права. Но Церковь не за это несет ответственность. Она должна соблюсти совершенно четкие условия, на основания которых совершается такое Таинство.

А иначе, конечно, эти проблемы с развенчанными браками будут только расти.

Ответы на вопросы

Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждую мысль, каждое слово, за каждый свой поступок, тогда у человека начинается настоящая жизнь

— Что вы делаете в приходе, чтобы восстановить ценность брака?

Брак — ценность самой Церкви. Задача священника помогать человеку эти ценности обретать. Современные молодые люди часто дезориентированы в том, что является сущностью брака.

Когда человек начинает жить церковной жизнью, приобщаться Таинствам, все сразу становится на свои места. Христос и мы рядом с Ним. Тогда все будет правильно, тут нет специальных приемчиков, их не должно быть. Когда люди пытаются изобрести какие-то специальные приемы, становится очень опасно.

— Какие существуют выходы, чтобы решить эту проблему? Что Вы посоветуете молодым людям?

— Во-первых, не торопиться, успокоиться. Довериться Богу. Ведь чаще всего люди не умеют этого делать.

Освободиться от штампов и идей, что все можно сделать какими-то специальными способами, так называемые рецепты счастья. Они существуют в головах многих православных прихожан. Якобы для того, чтобы стать тем-то и тем-то, нужно сделать то-то и то-то — поехать к старцу, например, прочитать сорок акафистов или сорок раз подряд причаститься.

Нужно понять, что нет рецептов счастья. Есть личная ответственность за свою собственную жизнь, и это самое главное. Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждое свое слово, за каждый свой шаг, за свой поступок, тогда, мне кажется, у человека начнется настоящая жизнь.

И отказаться от ненужного: внешнего, надуманного, от того, что подменяет собой внутренний мир человека. Современный христианский церковный мир сейчас сильно тяготеет к застывшим формам благочестия, не осмысляя их полезности, плодоносности. Замыкается только на самой форме, а не на том, насколько это правильно и действенно для духовной жизни человека. И воспринимается только как некая модель отношений.

А Церковь – живой организм. Всякие модели бывают хороши только постольку-поскольку. Есть только некоторые векторы направления, а идти человеку приходится самому. И уповать на внешнюю форму, которая тебя якобы приведет к спасению, не стоит.

Половина

— Есть ли у каждого человека своя половина?

—Господь таким образом человека сотворил, изъяв из него часть для сотворения второй половины. Это Божественный акт сделал человека неполноценным без соединения с другим. Соответственно человек поэтому и ищет себе другого. И восполняется он в Тайне Брака. И это восполнение происходит либо это в семейной жизни, либо в монашестве.

— Половинками рождаются? Или все-таки половинками становятся уже после венчания?

— Я не думаю, что люди таким образом сотворены: будто бы есть два таких человека, которым нужно обязательно друг друга найти. И если они друг друга не найдут — будут неполноценными. Было бы странно думать, что есть только одна единственная и один единственный, который тебе послан Богом, а все остальные должны пройти мимо. Я думаю, что это не так. Сама природа человеческая такова, что она может преображаться, и сами отношения тоже могут преображаться.

Люди ищут другого именно как мужчина и женщина, а вовсе не как два конкретных индивидуума, которые существуют на свете. Выборов в таком смысле у человека достаточно много. Все друг другу подходящие и неподходящие одновременно. С одной стороны — человеческая природа искажена грехом, а с другой — у человеческой природы такая огромная сила, что по благодати Божией даже из камней Господь себе творит детей.

Иногда люди тяжело друг другу прирастающие, вдруг становятся такими неделимыми, единством в Боге и при усилии друг друга, при желании, при огромной работе. А бывает, что вроде у людей все хорошо, но они не хотят друг другом заниматься, друг друга спасать. Тогда самое идеальное единство может распасться.

— Некие люди ищут и ждут некоторого внутреннего сигнала, что это твой человек, и только после такого ощущения они готовы принять, остаться с человеком, которого Бог перед ними поставил.

— Трудно такому чувству до конца доверять, с одной стороны. А с другой, нельзя ему не доверять абсолютно. Это Тайна, это всегда останется Тайной для человека: Тайной его душевных мук, сердечных терзаний, его тревоги и его счастья, радости. Нет на этот вопрос ответа ни у кого.

Подготовила Надежда Антонова

Молитва о замужестве

,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector