Клиника для мужчин
Назад

40.2. Три стороны общения. Функции общения

Опубликовано: 22.04.2020
Время на чтение: 6 мин
0
17

Факторы и основные стили поведения

Эрик Бёрн, основатель такого направления, как транзактный анализ, выявил несколько способов поведения в момент контакта, а именно:

  • Родитель. Находясь в этой позиции, человек считает себя самым умным, он склоняется к мысли, что всё понимает и совсем не сомневается в своих действиях, решениях и силах.
  • Ребёнок. Обычно эмоционален, может совершать совсем нелогичные поступки, поддаваясь сиюминутному желанию.
  • Взрослый. Анализирует, пользуется логикой, старается реально смотреть на ситуацию и умеет порой сдерживать эмоции.

Каждый из нас периодически находится в каждой из этих ролей, но бывает, что в какой-то позиции «зависает», что предполагает больше вреда, чем пользы. Например, когда взрослый человек ведёт себя с детьми как ребёнок, безответственно, это провоцирует детишек брать на себя роль взрослого. Встречали таких не по годам развитых, серьёзных детей, лишённых детства?

Обычно в семьях с алкогольной зависимостью их можно наблюдать. Ведь забота как о младших братиках и сёстрах, так и «больных», пьяных родителях лежит на их маленьких плечиках.

Основные факторы интерактивной стороны общения в психологии

Интерактивная сторона общения – это, по сути, процесс взаимодействия людей.

Основатель этого направления, Герберд Мид, считал, что человек развивается и осознаёт, понимает лучше себя не с помощью обратной реакции окружающих, а непосредственно в момент совместной деятельности.

Он считал, что если личность хочет измениться и стать на кого-то похожей, простого наблюдения за кем-то недостаточно. Процесс пойдёт, если они вместе начнут что-то делать, тогда, контактируя и соприкасаясь своими истинными «я», они неосознанно будут влиять друг на друга.

Сама структура совместной деятельности состоит из целей, то есть предполагаемых и ожидаемых идеальных результатов. Как вы уже знаете из статьи, про правильную постановку целей, каждая цель делится на задачи, чтобы было понятнее, как её реализовывать.

Следующий компонент структуры – мотив, то есть то, что движет всеми участниками, вдохновляет и даёт энергию на свершения. Затем идёт непосредственно само взаимодействие, и завершающим является, конечно же, сам результат общих усилий.

Предлагаем ознакомиться  Как лечат сумасшедших. 1.2 — Фармакотерапия: депрессия и антидепрессанты

Интерактивная сторона общения

При общении появляются изменения поведения людей. Имеется множество вариантов формирования ситуации. К основным типам взаимодействия относят:

  • кооперацию, при которой цели добиваются совместными усилиями;
  • конкуренцию (один ущемляет другого на пути к осуществлению цели);
  • конфронтацию, которая характерна для преследования в общении противоположных задач;
  • корпорацию со взаимной выгодой («ты ‒ мне, я ‒ тебе»).

Чтобы оказать воздействие, собеседник зачастую прибегает к одной из положительных или отрицательных практик. Особо оптимальным и конструктивным подходом считается убеждение, при котором объект передает информацию с приведением надежных доказательств и фактов.

Замечание 1

Интерактивная сторона прямо связана с социальными ролями, которые характерны субъектам взаимодействия. Общество накладывает на человека определенные обязательства, которые он должен осуществлять.

  1. Множественные ритуалы и правила обращены на регулирование поведения субъектов, которые разумно осуществляют контроль собственных действий и поступков.
  2. Масштаб социальных норм, на основе которых работает концепция интерактивного общения, довольно велик.
  3. Это и модели поведения, определенные нормами рабочей дисциплины, и воинские обязанности, и понятия о достоинстве и чести, и простые правила воспитания и вежливости.

Одобряемая модель поведения, в которой человек стремится соответствовать, находится в зависимости от его личных черт: возраста, пола, обязанностей, социального статуса. Так, от медицинского работника ждут, что он будет проявлять участие и внимание, а от официанта ожидают вежливости и услужливости.

Если во время интерактивного общения с окружающими людьми, человек видит одобрение его поступков, он может судить о согласовании его поведения реализуемой им социальной роли.

Если же появляется непонимание с членами общества, то индивид может сделать заключение о том, что его поступки не отвечают ожиданиям, которые приняты в данном обществе.

Интерактивная сторона общения

3.1. Сущность понятия «интерактивная сторона общения»

3.2. Виды взаимодействия: сотрудничество, конкуренция

3.3. Распределение ролей во взаимодействии с Эриком Берном. Сущность пристройки «сверху», «снизу» и «рядом»

3.4. Трансакция как единица взаимодействия, ее виды и структура

3.5. Влияние основных жизненных позиций на взаимодействие партнеров

3.6. Модели поведения партнеров во взаимодействии

3.7. групповое взаимодействие

3.8. Самопрезентация в процессе взаимодействия

  • резюме
  • Термины и понятия
  • Вопросы для проверки знаний
  • Задача для индивидуальной работы
  • Литература для углубленного изучения
  • Изучив материал этого раздела, вы будете знать :
  • • содержательную составляющую интерактивной стороны общения;
  • • различные подходы к классификации видов взаимодействия;
  • • виды и структуру трансакций;
  • • основные жизненные позиции, которые демонстрируют партнеры в процессе взаимодействия;
  • • ведущие признаки моделей поведения в процессе взаимодействия;
  • • особенности группового взаимодействия;
  • • назначение самопрезентации в процессе взаимодействия,
  • а также уметь :
  • • выбирать предпочтительный вид взаимодействия;
  • • анализировать факторы, влияющие на выбор роли во взаимодействии;
  • • определять виды сделок;
  • • различать модели поведения в процессе общения;
  • • выбирать целесообразные методы асертивнои поведения;
  • • предотвращать конфликтной поведении;
  • • выбирать целесообразный стиль лидерства в групповом взаимодействии;
  • • разрабатывать структуру самопрезентации.
Предлагаем ознакомиться  Пирамида жизненных ценностей

Итак, непосредственно факторы, благодаря которым личность развивается

  1. У каждой личности в арсенале имеется два типа взаимодействия – кооперация, то есть совместность, и конкуренция. Кооперация помогает достигать общих целей, получая необходимые результаты, соперничество же, наоборот, ориентировано лишь на удовлетворение собственных желаний и интересов.
  2. У каждого из нас во время контакта есть определённая роль, которой мы придерживаемся.
  3. Наше развитие контролирует общество. Ведь мораль разрабатывалась учёными для того, чтобы управлять социумом, такой себе регулятор их поведения. Точно так же законы и нормы поведения.

    Поэтому при встрече мы чаще всего улыбаемся друг другу и здороваемся.

  4. Зная эти нормы, человек постоянно соотносит с ними свои поступки и действия, ориентируясь как на образец.

Редко встретишь человека, который успешно избегает взаимодействия с людьми, как бы сильно ни старался, находясь в социуме – это невозможно.

А каждое соприкосновение с личностью другого подразумевает возникновение конфликтной ситуации.

  Как найти настоящую любовь?

Понятие и характеристика: кратко

  1. Что обозначает термин «интерактивная сторона общения»?
  2. Интерактивное общение — совместная деятельность индивидов, в процессе которой происходит не только обмен информацией, но и реализация совместных целей.
  3. Во время подобного взаимодействия люди не только вступают в беседы при помощи речи, но и совершают совместные поступки и действия.
  4. Во время интеракции происходит взаимное влияние всех ее участников друг на друга, в результате деятельность становится максимально эффективной из-за появления общих взглядов, целей.
  5. Субъекты взаимодействия прилагают усилия, направленные на достижение конкретного результата, в котором они заинтересованы.
  6. Интерактивная сторона общения позволяет не только достигать целей в результате объединения усилий с другими людьми, но и развивать собственную личность.

Во время подобной коммуникации человек осознает свои поступки и желания, развивает новые качества. Часто эти качества заимствуются у других людей, за которыми осуществляется наблюдение во время совместной деятельности.

Предлагаем ознакомиться  Строгая диета при сахарном диабете

Стороны общения в психологии

  • Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой.
  • Зачастую границы между ними довольно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.
  • В психологии выделяют три ключевые стороны общения:
  • коммуникативная. Происходит непосредственный обмен информацией между участниками взаимодействия. Главным способом коммуникации является речь. С помощью речи люди делятся суждениями и точками зрения, обсуждают проблемы, разрешают вопросы;
  • перцептивная. На когнитивном уровне происходит процесс восприятия людьми другу друга. Во время беседы складывается суждение о собеседнике, которое основывается на рассмотрении его внешнего вида, мимики и, жестов голоса, поступков;
  • интерактивная. Непосредственное образование совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия определяется на основе действий и поступков, которые они совершают на данном этапе времени.

Каждая сторона имеет ряд особенностей.

Сущность понятия «интерактивная сторона общения»

Интерактивная сторона общения обеспечивает организацию совместного взаимодействия собеседников на основе полученной информации.

Составляющими взаимодействия выступают субъекты общения; объект или объекты, на которые направлено взаимодействие, и конкретная ситуация, благодаря которой данное взаимодействие стало возможным.

В процессе взаимодействия субъектов общения могут влиять друг на друга, объединяться в команды для решения различных задач, узнавать друг друга.

Три аспекта общения

  • Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой.
  • Часто границы между ними достаточно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.
  • В психологии принято выделять 3 основных стороны общения:
  1. Коммуникативная. Непосредственно обмен информацией между участниками взаимодействия. Основной способ коммуникации в обществе — речь.

    Посредством речи люди делятся мнениями и взглядами, обсуждают проблемы, решают вопросы.

  2. Перцептивная. Процесс восприятия людьми другу друга на когнитивном уровне. Во время разговора формируется мнение о собеседнике, основанное на анализе его внешности, жестов и мимики, голоса, поступков.
  3. Интерактивная.

    Непосредственная организация совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия устанавливается на основании поступков и действий, которые они совершают в текущий момент времени.

Факторы, влияющие на процесс контакта

Чтобы взаимодействие получилось продуктивным, нужны определенные обстоятельства. Основные предпосылки включают в себя:

  • осознание человеческих потребностей (собственных и участников интеракции);
  • умение создавать мотивы, усиливать их, побуждая участников к активному действию в нужном направлении;
  • использование различных стимулов, помогающих усилить мотивацию.

Факторы, подкрепленные нравственными нормами, общечеловеческими правилами, помогут избежать конфликтов в процессе контакта и поднимут интерактивное общение на максимальный уровень.

Характеристика и примеры

Каждая сторона обладает определенными характерными особенностями.

, , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector